Бежать вдвое быстрее/ ЭКСПЕРТ ВОЛГА

Высокий уровень внутренних издержек тормозит темпы роста нижегородских предприятий. Чтобы не остаться во вчерашнем дне, им необходимо комплексно модернизировать основные производственные фонды, а чтобы быстро двигаться вперед – встать на путь инновационного развития.

Реиндустриализация экономики, развитие межотраслевой кооперации, положенные в основу стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, обеспечат существенный рост ключевых показателей. По прогнозам властей, валовой региональный продукт (ВРП) увеличится почти в три раза по сравнению с 2005 годом, среднедушевые доходы – втрое, а зарплата в базовых отраслях промышленности – в пять раз. Для этого объем производства должен ежегодно прирастать минимум на 6%, а объем инвестиций возрасти с 15% ВРП до 25%, что свойственно странам с развитой экономикой.

Последние два года область с такой задачей справлялась: темпы роста по всему кругу обрабатывающих предприятий даже превышали 9% в год. В результате доходы бюджета с 2005 по 2007 год увеличились с 40,6 млрд рублей до 79,5 млрд, опережая рост потребительских цен. За это же время область по уровню бюджетной обеспеченности поднялась с шестого на четвертое место среди субъектов Приволжского федерального округа.

Прирастать кластерами

Нижегородский крупный бизнес отличается высоким уровнем дифференцированности, что повышает устойчивость региональной экономики к негативным явлениям в отдельных отраслях. Стратегия развития предусматривает выход за рамки традиционной отраслевой структуризации с акцентом на отдельные предприятия и формирование производственных кластеров в автомобилестроении, химическом производстве, информационных технологиях. Инвестиции в эти направления для области приоритетны, и правительство намерено стимулировать их предоставлением налоговых льгот и неналоговых преференций.

Создание автомобильного кластера продиктовано исторической специализацией региона и активным развитием этого сегмента производства в последние годы. Свои позиции в региональном автопроме усилила «Группа ГАЗ», которая перевела в Нижний Новгород из Москвы управление бизнесом. До 2012 года эта компания планирует полностью завершить реструктуризацию и сохранить в своем составе только продуктовые дивизионы – легких коммерческих автомобилей, легковых машин, грузовиков, спецтехники, автобусов и двигателей. Ключевым элементом стратегии ГАЗа является партнерство с ведущими зарубежными автопроизводителями в основных сегментах своего бизнеса. Создано совместное предприятие с Magna International в проекте по выпуску нового легкового автомобиля Volga Siber, которое занимается логистикой поставок и локализацией производства автокомпонентов для Siber. Сама машина создана на платформе Chrysler, а дизайн разработан в английском ателье UltraMotive.

Сейчас ГАЗ работает над запуском легкого грузовика «Газель-3». На нижегородской площадке создаются новые мощности по сварке, окраске, штамповке, в которые группа инвестирует 200 млн евро. На новом производстве, рассчитанном на 300 тыс. машин в год, будет локализован выпуск грузовиков Maxus, которые сейчас собираются в Англии. Но основной объем займет «Газель-3», к выпуску которой ГАЗ намерен приступить в 2012 году.

Как сообщил председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин, к 2011 году холдинг намерен на 90% обновить свой модельный ряд. Генеральный директор нижегородского консалтингового центра «Приоритет» Вадим Лапидус считает весьма эффективной тактику ГАЗа по освоению технологий зарубежного автопрома и приобретению целых заводов: это позволит ему развиваться ускоренными темпами и экономить время на запуск нового продукта.

Помимо ГАЗа новые сборочные производства в области создает нижегородский производитель спецавтомобилей «Самотлор-НН»: совместно с итальянской Iveco он будет выпускать весь модельный ряд легких грузовиков Iveco Daily, напрямую конкурируя с газовской продукцией. Украинская корпорация «Богдан» не отказывается от своих планов возвести в области завод по выпуску автобусов, легковых автомобилей и силовых агрегатов. Русская автомобильная компания намерена собирать здесь среднетоннажные грузовики «Русак».

Все эти перспективы говорят о том, что для региона стратегически важен кластер по производству автокомпонентов. За последний год заключена серия соглашений о создании СП по выпуску различных комплектующих – дизельных двигателей FIA1 (холдинг «Соллерс» на площадке Заволжского моторного завода совместно с FIAT Pover Technologies), зеркал заднего вида («Автокомпонент» и испанская Ficosa), бамперов («Технопласт» и французская Faurezia), уплотнительных систем (Linotech и немецкая Saargummi), металлических комплектующих для двигателей («Рида» и шведская Tonsjoe), жгутов автомобильных проводов («ИВК» и французская Valeo). Инвестиционная активность подтверждает готовность бизнеса развиваться, используя ресурсы глобальных игроков.

В химической отрасли создание кластера по переработке полимеров привязано прежде всего к проекту «Сибур-холдинга» и бельгийской компании Solvay по строительству комплекса ПВХ (поливинилхлорида). Производство мощностью 300 тыс. тонн такой продукции в год станет одним из крупнейших в России, поэтому логично разместить рядом перерабатывающие предприятия, выпускающие готовые изделия для потребительского и строительного рынков. Кроме того, кластер должен дать импульс к развитию дзержинского химического узла, где есть необходимые мощности и квалифицированные кадры.

Равнение на лидеров

Такие предприятия, как ГАЗ, Заволжский моторный завод, «Эй Джи Си Борский стекольный завод», Выксунский металлургический завод, «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», выделяются на экономической карте региона подобно горным вершинам. После смены собственников в конце 90−х — начале «нулевых» они планомерно наращивают инвестиции в модернизацию основных фондов и техническое перевооружение производства, освоение новых видов продукции.

Так, Объединенная металлургическая компания за последние годы инвестировала более 15 млрд рублей в модернизацию и расширение мощностей труб большого диаметра с улучшенными характеристиками для крупнейших нефтегазовых проектов. Нынешней осенью ОМК запускает в Выксе первую очередь литейно-прокатного комплекса и стан-5000, что решит проблему импортозамещения тех марок сталей, которые используются в изготовлении труб большого диаметра.

«Лукойл» проводит реконструкцию мощностей завода НОРСИ для более глубокой переработки нефтепродуктов и выпуска бензина, отвечающего стандартам «Евро-3» и «Евро-2». К началу 2010 года нефтяная компания планирует начать строительство новой установки первичной переработки нефти на площадке НОРСИ, вложив в этот проект 1,5 млрд долларов. Мощность предприятия после этого возрастет с 14 до 20 млн тонн нефтепродуктов в год.

Тем не менее для многих региональных промпредприятий проблема модернизации все еще остается актуальной. В обрабатывающих производствах уровень износа, по данным Министерства промышленности и инноваций, за последние годы несколько снизился, но все еще остается высоким – 47%, в организациях, занимающихся научными исследованиями и разработками, достигает 50%.

Модернизация предприятий – самый критичный фактор, определяющий потенциал роста экономики, подтверждает и Вадим Лапидус. На большинстве производств идет, по сути дела, восстановительный рост за счет повышения загрузки мощностей. Однако они подошли уже к пределу возможностей старого оборудования. Без его модернизации все труднее увеличивать объемы выпуска и проблематично осваивать новые продукты.

При этом объем инвестиций в промышленность и ее стратегическую для области отрасль – машиностроение, по оценке Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП), не соответствует ее значению для экономики. Как сообщили в НАПП, вложения в промышленное производство выросли с 2,8 млрд рублей в 1999 году до 5,5 млрд рублей в 2007−м, однако в сопоставимых ценах они составили лишь 71% от уровня сравнимого показателя. Доля промышленных инвестиций стала увеличиваться с 2003 года и достигла максимума (41,1% прироста) в 2004 году. Затем их удельный вес вновь начал сокращаться и в 2007 году составил 33,6%.

Аналогичная ситуация, но более напряженная, сложилась в машиностроении и металлообработке. Так, в 1999 году доля инвестиций в эти отрасли от общих инвестиций в экономику области была 25,1%, а в 2007 году едва дотянула до 6%. С одной стороны, это объясняется активным притоком вложений в другие отрасли и проекты, в частности, стройиндустрию, ритейл, черную металлургию, топливно-энергетический комплекс. С другой – низкой активностью самой машиностроительной отрасли. Если в 1999 году доля отраслевых инвестиций превышала 61% в общей структуре вложений в промышленность, то в 2007 году она составила лишь 18%, отмечает заместитель генерального директора НАПП Геннадий Хомутов.

Растить инноваторов

С невысоким уровнем вложений в модернизацию основных фондов коррелирует и уровень инновационной активности в промышленности: на изношенном оборудовании и с устаревшими технологиями, без квалифицированных кадров выпустить новый продукт невозможно. Доля предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые продукты и технологии в Нижегородской области, по данным правительства, самая высокая в ПФО – 14,5−16% в разных отраслях. Но проблема в том, что на протяжении последних лет она практически не меняется, число инноваторов в промышленном производстве увеличивается незначительно. А если посмотреть, каков удельный вес инновационной продукции, то хвастаться вообще нечем: в 2006 году он составлял 5,7%, в прошлом – только 3,3%.

Модернизация производства начинается с модернизации управления, в этом видит парадигму развития бизнеса Вадим Лапидус. Предприятия, которые внедряют у себя прогрессивные технологии управления и современную организацию производства (в частности, системы «бережливого производства», «точно вовремя»), развиваются комплексно – от обновления станков до подготовки кадров. И они все на виду: перечисляя их, мы рискуем в очередной раз повториться – это «Группа ГАЗ», ЗМЗ, ВМЗ, Борский стекольный завод, павловский завод «Инструм-Рэнд».

Задачу повышения качества управления не обходит стороной и региональное правительство, ставя цель к 2010 году увеличить долю инновационной продукции в общем объеме производства до 25%. Областная власть поддерживает обучение специалистов предприятий по таким программам, как «Технологический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами». Предусмотрены областные гранты на научно-технические разработки, рассматривается вопрос о господдержке инвестиционных проектов обрабатывающих предприятий и НИИ, которые направлены на техническое перевооружение. Правительство готово компенсировать часть процентной ставки по банковским кредитам на финансирование таких проектов. Пока такая поддержка ограничивается предприятиями легкой промышленности и приоритетными инновационными проектами.

Власть подставляет плечо

Стимулируя внедрение инноваций, областное правительство создает условия для появления новых наукоемких производств в секторе малого и среднего бизнеса. Основные усилия власти сосредоточены на инфраструктурных проектах. Как считают в министерстве промышленности, из-за того, что не развиты основные элементы инновационной инфраструктуры, не работают и инструменты переноса знаний и новых технологий в производство. Научные организации малопривлекательны для потенциальных инвесторов по причине низкого уровня капитализации интеллектуального потенциала. Тут механизм частно-государственного партнерства оправдан и эффективен.

Первый опыт уже есть. Это создание открытого ИТ-технопарка в поселке Сатис, первым резидентом которого стала компания Intel. В развитии технопарка на свободной для российских и зарубежных партнеров территории изначально был заинтересован Федеральный ядерный центр, который намерен вывести сюда из Сарова ряд перспективных проектов. В 2008 году из областного бюджета на создание второй очереди технопарка предусмотрено 80 млн рублей, еще 68 млн дает федеральный бюджет. На условиях софинансирования с центром будет строиться парк высоких технологий «Анкудиновка».

Кроме того, областная программа предусматривает строительство в области серии бизнес-инкубаторов для небольших компаний, которые находятся на стадии «посева» или start up. Первая такая структура начала действовать в прошлом году. На начальном уровне инноваторам не хватает навыков коммерциализации. Чтобы вывести компанию, которая перерастает уровень поддержки за счет грантов, на следующий уровень инвестиций — через венчурный фонд, привлечение стратегического инвестора, требуются корпоративные процедуры, которые помогли бы сократить расстояние от идеи до производства. В необходимый минимум, который предлагает бизнес-инкубатор, входит отладка важных с коммерческой точки зрения процессов – составление бизнес-плана, управление финансами, проведение патентной защиты и сертификации разработок, маркетинговая стратегия.

Бизнес пошел в глубинку

Промышленными узлами Нижегородской области являются преимущественно города, где сосредоточены основные производственные мощности, есть квалифицированные кадры, более или менее развитая социальная инфраструктура, дороги и т.п. Сегодня областные власти работают над тем, как развить промышленный потенциал всех территорий. А иначе невозможно сократить число дотационных районов и повысить уровень их финансовой обеспеченности. Стратегическая цель при этом – добиться сбалансированной и растущей экономики всех муниципальных образований и городских округов.

Для ее достижения разработана долгосрочная программа развития производительных сил, которая предусматривает привлечение в глубинку инвесторов и реализацию инвестпроектов с расчетом необходимых для этого ресурсов.

До 2010 года планируется реализовать в районах области более тысячи инвестпроектов. Для северных территорий ведущим направлением станет организация глубокой переработки древесины и создание мощностей по выпуску современных стройматериалов. Такие предприятия по изготовлению компонентов для малоэтажного строительства открываются в Семенове и Шахунье. Кроме того, север области – территория размещения производств по выпуску топливных гранул из отходов деревообработки. Городец, Лысково и Богородск включаются в автокомпонентный кластер: здесь возводятся предприятия для производства комплектующих.

Галина Щербо." Эксперт Волга, 6 октября 2008 г."





Архив: 2007; 2008; 2009; 2012; 2014;